ОРКСЭ, ОДНКНР
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее — ОРКСЭ)
Уважаемые родители! Вашим детям в 4 классе предстоит изучение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ). Немного об особенностях данного курса. Предмет безотметочный (в конце 1 и 2 полугодий и за год ставится «зачет»). Предмет общеразвивающий, предназначен для расширения кругозора ребенка, формирования мотивации к уважению культурных и религиозных традиций семьи. Преподается комплексный учебный курс «ОРКСЭ» с 2012 года в 4-х классах во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Вам как родителям предстоит выбрать для ребенка один из шести учебных модулей, которые составляют данный курс.
05.04.2024 г. в 12:00 в актовом зале состоится родительское собрание по выбору модуля ОРКСЭ.
Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия
Курс является обязательным, но модуль курса, выбирают родители или законные представители ребёнка.
Этот выбор основывается на следующих нормах законодательства Российской Федерации:
- Конституция Российской Федерации, (статьи 13, 14)
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»,
- Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- «О свободе совести и религиозных объединениях».
- Закон «О свободе совести и религиозных объединениях»
Курс состоит из шести отдельных учебных модулей по выбору семьи учащегося, ориентированных на запросы основных мировоззренческих групп, народов России в современном российском обществе.
Курс содержит: четыре модуля по основам традиционных религиозных культур народов России:
— «Основы православной культуры»,
— «Основы исламской культуры»,
— «Основы буддийской культуры»,
— «Основы иудейской культуры»;
и два модуля общекультурной направленности:
— модуль «Основы мировых религиозных культур» направлен на ознакомление учащихся с историей и культурой основных религий, традиционных для народов Российской Федерации;
— модуль «Основы светской этики» предусматривает изучение и освоение общепринятых в нашей стране норм светской или гражданской этики.
Изучая курс, обучающийся, в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.
Учебный модуль ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Учебный модуль ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Учебный модуль ОСНОВЫ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Учебный модуль ОСНОВЫ ИУДЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Учебный модуль ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР
Учебный модуль ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Основные особенности:
• Преподавать данный курс в школе будут светские педагоги (светский характер), по закону школа отделена от церкви и преподавание служителей любой конфессии недопустимо;
• Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер;
• Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям;
• Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей:
1) Отечество,
2) семья,
3) культурная традиция.
На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса;
• Направлен на укрепление сотрудничества государства, школы и семьи;
• Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей; (есть сквозные темы, в частности тема «Россия — наша Родина», с изучения данной темы начинаются все 6 модулей )
• Курс безоценочный.
• Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА
Заявление о выборе модуля ОРКСЭ и анкета для родителей
Из журнал Заместитель директора спрашивает
Письмо Миобрнауки России от 31.03.2015 № 08-461
Письмо Миобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – предметная область ОДНКНР) в соответствии с вводимым федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с 1 сентября 2015 года должна обеспечить, в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы. В рамках предметной области ОДНКНР возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, которые обеспечивают достижение следующих результатов:
воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
В связи с переходом с 1 сентября 2015 года всех общеобразовательных организаций Российской Федерации на новые образовательные стандарты основного общего образования возникает необходимость организации изучения новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР).
Согласно статье 87 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) в основные образовательные программы могут быть включены учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули). Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.
В соответствии с пунктом 18.3.1. приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» предметная область ОДНКНР является обязательной и должна быть представлена в учебных планах общеобразовательных организаций. В то же время для данной предметной области в стандарте не прописаны учебные предметы, что позволяет изучать её на данном этапе через учебные курсы по выбору за счёт часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
Для выставления итоговой отметки в аттестат об основном общем образовании минимальный объём часов учебных занятий по программе учебного курса в соответствии с учебным планом образовательной организации должен составлять не менее 64 часов за 2 учебных года (приказ Минобрнауки России от 14.02.2014 г. № 115 «Об утверждении Порядка заполнения, учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов»).
25 мая 2015 года Минобрнауки России направило в субъекты Российской Федерации письмо № 08-761 «Об изучении предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР», в котором указано, что предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области ОРКСЭ и в её рамках возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации. Таким образом, в целях обеспечения преемственности с предметной областью ОРКСЭ, изучаемой в 4-м классе начальной школы, изучение предметной области ОДНКНР в основной школе целесообразно начинать с 5-го класса.
Согласно нормам части 2 статьи 28 Федерального закона образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:
1) занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;
2) включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;
3) включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:
1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 09.06.2016 г. № 699 (всего 80 организаций).
Выбор учебных курсов для изучения в рамках предметной области ОДНКНР осуществляется в соответствии с примерным регламентом, рекомендованным письмом Минобрнауки России от 31.03.2015 г. № 08-461 «О направлении регламента выбора модулей курса ОРКСЭ».
Целесообразным также является включение тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей и включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации программы воспитания и социализации обучающихся.
Нормативные документы:
Преподавание предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР) в общеобразовательных организациях регулируется рядом нормативных документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ от 21 декабря 2012 года: <<<
-
статья 87 «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации»: <<<
-
статья 8, п.10 <<< и статья 18, п.4 <<< (об организации обучения в соответствии с перечнем учебников, рекомендованных к использованию);
-
статья 28, п.2 «Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам» <<<
Письмо Минобрнауки РФ от 25.05.2015г. № 08-761 «Об изучении предметной областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» <<<
Что изменится в преподавании ОДНКНР с 2023/24 учебного года
С 2023/24 учебного года в школах начнут поэтапно вводить учебный предмет ОДНКНР. В 2022 году ОДНКНР включили в перечень обязательных учебных предметов (приказ Минпросвещения от 18.07.2022 № 568). Кроме того, в стандарте конкретизировали предметные результаты для учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (п. 45.8 ФГОС ООО – 2021).
Раньше в стандарте не было отдельного предмета ОДНКНР, была только предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Школы сами включали в эту область учебные курсы или модули, которые выбрали школьники и родители. После поправок во ФГОС ООО 2021 года появился учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (п. 33.1 ФГОС ООО – 2021).
Варианты учебных планов в ФОП ООО регламентируют изучение ОДНКНР в 5–6-м классе по 1 часу в неделю. Однако федеральной рабочей программы по ОДНКНР в ФОП ООО нет. Минпросвещения рекомендовало отложить разработку рабочей программы по ОДНКНР до лета. Ведомство в письме от 03.03.2023 № 03-327 проинформировало, что планирует включить в ФОП федеральные рабочие программы по предметам, которые обязательны для изучения, до 1 июня 2023 года.
Также с 2022 года необходимо учитывать концепцию преподавания предметной области ОДНКНР (протокол решения ФУМО от 29.04.2022 № 2/22). По концепции для изучения ОДНКНР необходим единый учебный курс, который будет учитывать федеральную и региональную специфику. В рамках федерального уровня школьники будут изучать значимые для всей Российской Федерации исторические события, культурные явления и достояния. В рамках регионального уровня ученики познакомятся с культурным наследием, ключевыми историческими личностями и самобытными историко-культурными явлениями своего региона.
Как организовать обучение в 2023/24 учебном году
В обновленном стандарте закрепили, что школьники будут изучать учебный предмет ОДНКНР с 5-го по 9-й класс (п. 33.1 ФГОС ООО – 2021). Варианты учебных планов в ФОП ООО регламентируют изучение ОДНКНР в 5–6-м классе по 1 часу в неделю. По мнению редакции, это связано с тем, что в 2023/24 году по обновленным ФГОС будут учиться школьники 5-х и 6-х классов. Редакция допускает, что следующим этапом будет введение ОДНКНР в 7–9-х классах через изменение ФОП ООО.